Закон

Квадрокоптеры (БПЛА, БВС): регистрация и использование.

Беспилотные летательные аппараты (далее – БПЛА) в последнее время используются все чаще для разного вида работ, например, для фото- и видеосъемки местности, доставки предметов и товаров, в спасательных операциях и т.п.; а количество квадрокоптеров и иных БПЛА постепенно растет. При этом стоит помнить, что квадрокоптер не просто полезная “игрушка”, но прежде всего воздушное судно, на использование которого распространяются соответствующие авиационные правила.

Понятие беспилотного летательного аппарата. Понятие квадрокоптера. Соотношение понятий квадрокоптера, БВС и БПЛА.

Легальное определение беспилотного летательного аппарата содержится в Воздушном кодексе РФ. При этом стоит учесть то, что в Кодексе законодатель оперирует прежде всего понятием “воздушное судно”.
Под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Беспилотное воздушное судно (БВС) – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Абзацем 11 п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (далее – Правила использования воздушного пространства), предусмотрено, что визуальный полет беспилотного воздушного судна – это полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном.
Дополнительное понятие БПЛА можно почерпнуть и из иных источников.
В п. п. 2.1.1, 2.1.4 ГОСТ Р 56122-2014 “Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования” (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2014 N 1130-ст (далее – ГОСТ Р 56122-2014)) беспилотное воздушное судно определено как воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. БВС отнесено ГОСТ к автономному воздушному судну – судну, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.
Интересное определение БПЛА дано в журнале “Армейский сборник”: под БПЛА следует считать автоматизированный интерактивный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять полет по заданному маршруту и поддерживать свою ориентацию в пространстве без вмешательства человека, но в то же время готовый реагировать на управляющие воздействия человека-оператора (Солдатов Е.Л., Кульнев С.В., Лемешкин Р.Н. Беспилотные летательные аппараты // Армейский сборник. 2010. N 3. С. 42 – 45).
Легального определения “квадрокоптер” в Воздушном кодексе РФ или Правилах использования воздушного пространства не содержится.
Связано это с тем, что под квадрокоптером понимается летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, как правило, с четырьмя несущими винтами. Коптер может иметь большее или меньшее количество несущих винтов (мультикоптер). Обычно это беспилотные аппараты, управляемые извне внешним пилотом (Корнилов В.А., Молодяков Д.С., Синявская Ю.А. Система управления мультикоптером // Труды МАИ 62 (2012): 14).
В Письме Минпросвещения России от 25.10.2019 N МР-1406/02 “Об использовании квадрокоптеров” сказано, что квадрокоптерами являются беспилотные воздушные суда, то есть летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, управляемые, контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (п. п. 1 и 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
То есть квадрокоптер – лишь разновидность БПЛА, потому легальное определение беспилотного воздушного судна относится и к понятию “квадрокоптер” как более широкое.

Виды квадрокоптеров (БПЛА, БВС). Требования к квадрокоптерам (БПЛА, БВС).

Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера. Это следует из смысла ст. ст. 8, 33, 37 Воздушного кодекса РФ.
Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС – тут законодатель выделяет три группы:
1) до 150 г. – такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;
2) от 150 г. до 30 кг – подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство “бытовых” и “коммерческих” квадрокоптеров (иных БВС), потому в статье в основном внимание уделяется им;
3) от 30 кг и более – подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.
На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
Кроме того, квадрокоптеры могут различаться по их назначению:
1) гражданские БВС – используются в гражданских мирных целях и не содержат специальных “боевых” систем и вооружения;
2) военные БВС – используются в боевых целях с соответствующим оснащением.
При этом такое разделение условно, поскольку БВС можно отнести к средствам двойного назначения (т.е. и “гражданский” БВС может быть превращен в боевой небольшими модификациями) (п. 9.1.12 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.07.2022 N 1299).
На беспилотные авиационные системы (БАС) распространяются положения ГОСТ Р 56122-2014, в котором установлены основные требования к сертификации, летной годности, станции внешнего пилота и т.п.
Так, например, п. п. 4.3.6, 4.3.7 ГОСТ Р 56122-2014 установлено, что БВС должны оснащаться приемоответчиками, передающими данные об абсолютной высоте и работающими в соответствии с приложением 10 ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и федеральными авиационными правилами; а обмен информацией между внешним пилотом и органом управления воздушным движением по авиационной связи в воздушном пространстве, в котором БВС планирует выполнять полет, должен осуществляться с теми же уровнями надежности, непрерывности и целостности, которые предусмотрены для обеспечения полетов воздушных судов с пилотом на борту.
БАС подлежат обязательной сертификации, в ходе которой выдается сертификат, если БАС соответствует требованиям сертификационного базиса. Обязанность прохождения сертификации возложена на разработчика (ст. 37 Воздушного кодекса РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 37 Воздушного кодекса РФ сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента – совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.

Правила использования квадрокоптера (БПЛА, БВС).

Для использования квадрокоптера по назначению потребуется соблюдение ряда правил, а именно:
1. Постановка квадрокоптера (БПЛА) на государственный учет.
Использование квадрокоптера допускается только при условии постановки БВС на государственный учет (госрегистрацию), если только исключение для конкретного типа БВС не установлено законом. До принятия соответствующего НПА, устанавливающего порядок государственного учета БВС, сохраняется риск привлечения владельца коптера к административной ответственности за использование БВС без прохождения госучета, а также предъявления, например, транспортной прокуратурой иска в суд о запрете полетов (использования) БВС. Правда, на практике нередко и суды, и надзорные органы учитывают отсутствие соответствующего подзаконного НПА и не применяют санкции в отношении владельцев БВС.
Согласно п. 28 Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 N 658 (далее – Правила учета БВС), на БВС до начала выполнения им полетов должны быть нанесены учетные опознавательные знаки, имеющие в своем составе учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС.
2. Получение разрешения на использование воздушного пространства.
Поскольку использование БВС при полете подразумевает перемещение материального объекта – квадрокоптера или иного БВС – в воздушном пространстве, то полет БВС по смыслу ст. 11 Воздушного кодекса РФ относится к деятельности по использованию воздушного пространства и требует соблюдения особого порядка его использования.
В ст. 16 Воздушного кодекса РФ предусматривается два режима использования воздушного пространства – уведомительный и разрешительный. Подробно порядок использования воздушного пространства установлен специальным НПА – Правилами использования воздушного пространства.
Пунктом 116 названных Правил для использования БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства.
Разрешительным порядком является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства (п. 113 Правил использования воздушного пространства).
Для получения разрешения подается сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет БВС (абз. 3 п. 109 Правил использования воздушного пространства, письмо Росавиации от 14.06.2017 N Исх-13154/02 “Информация по безопасности полетов N 7”). Исключением являются случаи полетов беспилотных воздушных судов, предусмотренных п. 52(3) Правил использования воздушного пространства.
3. Соблюдение правил выполнения авиационных работ.
В ряде случаев использование квадрокоптера (БВС) может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.
Так, проведение фото-, видео-, киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам (п. 6.2 Федеральных авиационных правил “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”, утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128), а значит, требует соблюдения положений гл. VI, а также гл. I – VII названных Правил.
В частности, физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами “Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя”, утв. Приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 (далее – Требования).
То есть потребуется получение сертификата эксплуатанта. Для получения сертификата эксплуатант должен владеть БВС на праве собственности или ином законном основании (п. 2.1 Требований).
4. Назначение командира воздушного судна.
Квадрокоптер, как и указывалось выше, относится к воздушным судам. Воздушные суда, в т.ч. беспилотные, могут эксплуатироваться только при наличии соответствующего экипажа (ст. 56 Воздушного кодекса РФ). В связи с этим использование БВС возможно только при наличии внешнего пилота, который контролирует полет и работу БВС (см. подробнее раздел “Экипаж беспилотного воздушного судна (квадрокоптера, БПЛА)” настоящей статьи).
Стоит отметить, что при эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно (абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 67 Воздушного кодекса РФ).

Регистрация (учет) квадрокоптера (БПЛА, БВС).

Воздушный кодекс РФ предусматривает государственную регистрацию и государственный учет воздушных судов. При этом в отношении БПЛА (квадрокоптеров) значение имеет максимальная взлетная масса.
Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ государственной регистрации подлежат беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее (т.е. квадрокоптер весом более 30 кг подлежит государственной регистрации).
Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ). Таким образом, квадрокоптеры и иные БПЛА с максимальной взлетной массой:
а) до 149 г – не подлежат государственной регистрации, государственному учету;
б) от 150 г до 30 кг – подлежат государственному учету;
в) свыше 30 кг – подлежат государственной регистрации с занесением в специальный реестр воздушных судов.
Большинство используемых моделей квадрокоптеров относятся по весу ко второй категории, поэтому подлежат государственному учету.
Порядок предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, установлен соответствующим Административным регламентом, утв. Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28.10.2019 N 1040-П (далее – Административный регламент).
Государственный учет беспилотных воздушных судов осуществляется с использованием системы государственного учета данных о беспилотных воздушных судах, включающей в себя базу данных о БВС, и информационного портала, являющегося функциональной подсистемой базы данных и действующего в рамках Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) (п. п. 3, 6 Правил учета БВС).
Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на государственный учет представляется в Росавиацию посредством направления почтового отправления или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” по электронному адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или портала государственного учета беспилотных воздушных судов и должно содержать (п. п. 8, 13 Правил учета БВС):
а) информацию о БВС и его технических характеристиках:
тип БВС (наименование, присвоенное изготовителем);
серийный (идентификационный) номер БВС (при наличии);
количество установленных на БВС двигателей и их вид (электрический двигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания);
максимальная взлетная масса БВС;
б) информацию об изготовителе БВС:
для юридического лица – наименование;
для индивидуального предпринимателя или физического лица, самостоятельно изготовившего беспилотное воздушное судно, – фамилия, имя, отчество (при наличии);
в) сведения о владельце БВС:
номер телефона (телефакса), адрес электронной почты;
для юридического лица – полное наименование, ОГРН (для филиалов, представительств иностранных юридических лиц – номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц), ИНН, адрес и место нахождения;
для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при наличии), ОГРНИП, ИНН, адрес места жительства;
для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, СНИЛС, номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.03.2022 N 415 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658” заявление о постановке БВС на учет, предусмотренное п. 8 Правил учета БВС, в отношении беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 0,25 кг, ввезенного в РФ или произведенного в РФ до дня вступления в силу указанного Постановления, направляется владельцем такого воздушного судна в Федеральное агентство воздушного транспорта в срок, не превышающий 60 дней со дня вступления в силу указанного Постановления.
Вышеуказанная информация должна храниться в течение всего срока нахождения БВС на государственном учете и десять лет после снятия его с государственного учета (п. 7 Правил учета БВС).
Пунктом 12 Правил учета БВС установлено, что заявление о постановке БВС на государственный учет представляется в Росавиацию в следующие сроки:
– в случае приобретения БВС на территории РФ – в течение 10 рабочих дней со дня приобретения;
– в случае ввоза БВС в Российскую Федерацию – в течение 10 рабочих дней со дня ввоза;
– в случае самостоятельного изготовления БВС – до начала его использования для выполнения полетов в воздушном пространстве над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
В базу данных БВС допускается внесение изменений о самом БВС или о смене владельца путем повторного обращения с соответствующим заявлением. Например, при смене собственника такое заявление подается не позднее 10 рабочих дней с даты перехода прав собственности к новому собственнику с указанием причины смены собственника (продажа, дарение, иное законное основание) (п. 15 Правил учета БВС; п. п. 15.2 – 15.4 Административного регламента).
Снятие с государственного учета также осуществляется по заявлению собственника в случае разрушения БВС или его хищения, при иных обстоятельствах. Срок – не позднее 2 рабочих дней со дня наступления соответствующего события (п. п. 20, 21, 23 Правил учета БВС).
Постановка на учет БВС, внесение изменений в учетную запись БВС, снятие с учета БВС, направление соответствующего уведомления производится в срок до 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления (п. 12 Административного регламента).
Система обслуживается специальным оператором, который вносит соответствующие данные в базу; при этом БВС присваивается учетный номер БВС, который содержится в уведомлении о постановке на государственный учет БВС (внесении изменений в учетную запись, снятии БВС с государственного учета) (п. п. 25, 26 Правил учета БВС).
На БВС до начала выполнения им полетов должны быть нанесены учетные опознавательные знаки, имеющие в своем составе учетный номер БВС, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС (п. 28 Правил учета БВС).
В Информации Росавиации “Учет беспилотных гражданских воздушных судов” содержатся Требования к нанесению учетного опознавательного знака на элементы конструкции БВС – в частности, маркировке учетным номером подлежат следующие части БВС при их наличии в конкретном типе летательного аппарата: верхняя и нижняя поверхности крыла (обоих консолей), боковые поверхности фюзеляжа, верхняя и нижняя поверхности стабилизатора, киль, луч крепления двигателя мультироторного БВС, обтекатели или иные капотирующие элементы БВС вертолетного типа.
Вне зависимости от типа и конструкции БВС учетный номер должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее чем:
3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.
Учетный номер БВС может быть нанесен любым из способов, обеспечивающих сохранение и читаемость номера при воздействии воды, а также в случае разрушения БВС, в том числе нанесение цветом, обеспечивающим контрастность с фоном, гравировка номера на малоразмерных элементах конструкции.
Учетный номер БВС должен быть явно различим и читаем без использования специальных оптических средств, высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров. Не допускается использовать шрифты с орнаментами, в виде курсива или с засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Получение разрешения на использование воздушного пространства при использовании БВС (квадрокоптера, БПЛА).

Использование воздушного пространства БВС в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
В случаях, когда технические возможности беспилотной авиационной системы, в состав которой входит БВС, не позволяют внешнему пилоту вести постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), безопасность полетов других воздушных судов обеспечивается посредством установления запрещения или ограничения использования воздушного пространства (п. 52 Правил использования воздушного пространства).
Согласно пп. “в” п. 52(3) Правил использования воздушного пространства в случаях выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в зонах полетов беспилотных воздушных судов, положения п. 52 указанных Правил не применяются.
Под зоной полетов беспилотных воздушных судов понимается часть воздушного пространства над населенным пунктом, предназначенная для полетов беспилотных воздушных судов на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности в целях удовлетворения потребностей граждан, общественных, спортивных и (или) образовательных организаций.
Зоны полетов беспилотных воздушных судов устанавливаются Минтрансом России по представлению высших исполнительных органов субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также органов местного самоуправления.
Информация о зонах полетов беспилотных воздушных судов публикуется Росавиацией в Сборнике аэронавигационной информации РФ (п. 52(4) Правил использования воздушного пространства).
В целях реализации п. 52(4) Правил использования воздушного пространства Росавиацией разработаны Рекомендации по подготовке представлений на установление зон полетов беспилотных воздушных судов (Письмо Росавиации от 03.11.2023 N Исх-43440/05).
Разрешение выдается региональным и зональными, районными центрами Единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД) в зависимости от зоны воздушного пространства, которая будет использоваться при полете БВС (п. п. 99, 117 Правил использования воздушного пространства).
Для этого лицо, планирующее использовать БВС, должно направить план полета квадрокоптера в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 24.01.2013 N 13 (далее – Табель). Особенности направления плана полета для БВС установлены разд. IV Табеля.
Сообщение о плане полета может представляться лично на бумажном носителе, по сети Интернет, по факсу или иными способами, указанными в п. 19 Табеля.
В сообщении обязательно указывается информация в соответствии с п. 23 Табеля, в частности, для БВС в обязательном порядке сообщается:
а) аэродром (место вылета) и время вылета;
б) маршрут с указанием последовательно значения диапазона высот полета и границы зоны полетов;
в) аэродром (место посадки) и общее расчетное истекшее время до окончания полета.
Сообщение о представленном плане полета БВС передается не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчетного времени отправления. Сообщение о повторяющемся плане полета передается не менее чем за 14 суток, а изменения, вносимые в этот план, представляются не менее чем за 7 суток (п. 112 Правил использования воздушного пространства).
При согласовании плана полета соответствующим центром выдается разрешение на использование воздушного пространства. В разрешении указывается, в частности, следующая информация:
– номер рейса;
– аэродром/место вылета и расчетное время вылета;
– маршрут и профиль полета;
– другие данные в соответствии с Правилами (п. 119 Правил использования воздушного пространства).
Помимо получения разрешения от центра ЕС ОрВД согласно п. 49 Правил использования воздушного пространства полеты БВС (за исключением полетов БВС с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. При этом может потребоваться в соответствующем запросе на разрешение указание цели полета.
Требования, указанные в п. 49 Правил использования воздушного пространства, не применяются к выполнению полетов беспилотных воздушных судов на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности в целях удовлетворения потребностей граждан, общественных, спортивных и (или) образовательных организаций (абз. 4 п. 52(4) Правил использования воздушного пространства).
Также Приказами Минтранса России от 11.05.2022 N 172 “Об установлении запретных зон” и от 11.05.2022 N 173 “Об установлении постоянных зон ограничения полетов и временных зарезервированных зон ограничения полетов” в воздушном пространстве РФ установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов. При необходимости использования таких зон владельцем БВС потребуется получение разрешения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны (п. 40 Правил использования воздушного пространства).
Т.е. потребуется получение разрешения от:
1) центра ЕС ОрВД в любом случае;
2) органа местного самоуправления (органа исполнительной власти города федерального значения) при использовании воздушного пространства над конкретным населенным пунктом;
3) лица, в интересах которого установлена зона с особым статусом (ограничения) для полета над (в) такой зоной.
Эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ.

Экипаж беспилотного воздушного судна (квадрокоптера, БПЛА).

Квадрокоптер (иное БВС) управляется внешним пилотом, который составляет экипаж БВС.
Экипаж БВС может состоять как из одного, так и из нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БВС (БПЛА) назначает командиром такого воздушного судна (п. 1.1 ст. 56 Воздушного кодекса).
При этом по смыслу п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса РФ внешний пилот (командир БВС) не обязан иметь свидетельство пилота (внешнего пилота). Исключение установлено для БВС с массой более 30 кг – в этом случае требуется свидетельство внешнего пилота, а также наличие подготовки и опыта для управления БВС соответствующего типа.
Командир БВС руководит работой экипажа БВС, отвечает за безопасное выполнение полета и вправе (ст. 58.1 Воздушного кодекса РФ):
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке БВС, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета БВС.
В случае если БВС терпит или потерпел бедствие, спасание такого БВС, его поиск осуществляет его владелец (абз 2 п. 1 ст. 88 Воздушного кодекса РФ).

Рекомендации по безопасности полета БВС (квадрокоптера, БПЛА).

В Информационном письме Росавиации от 14.06.2017 N Исх-13154/02 “Информация по безопасности полетов N 7”, а также на сайте ИКАО (https://www4.icao.int/uastoolkit/home/about) приведены рекомендации по эксплуатации квадрокоптеров и иных БВС.
Так, для безопасного полета рекомендуется придерживаться следующего:
1) необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости;
2) убедиться, что район запуска БВС свободен для полетов;
3) проверять исправность своего БВС перед каждым полетом. Планировать полет заранее и учиться у других;
4) внимательно изучать требования и инструкции производителя БВС;
5) необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) от (в) районов(-ах) аэродромов, вертодромов, посадочных площадок;
6) лицо, запускающее БВС, становится внешним пилотом. Следовательно, несет ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов;
7) для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей;
8) запрещается:
– выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
– летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
– приближаться ближе чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;
– летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
– приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.
Таким образом, квадрокоптер относится к беспилотному воздушному судну, эксплуатация которого допустима при условии соблюдения требований авиационных правил. В частности, на полеты квадрокоптеров требуется получение разрешения на использование воздушного пространства, а сами квадрокоптеры подлежат государственному учету или государственной регистрации в зависимости от максимальной взлетной массы.

Закон БПЛА.