Квадрокоптер

Если у вас в руках оказался беспилотник, вы в обязательном порядке должны знать о правилах обращения с ним. Не секрет, что БПЛА – технически сложная конструкция, а по существу, просто робот, который может легко выйти из строя или навредить окружающим при неправильном обращении с ним. Поэтому соблюдение определенных правил, помогут вам безопасно использовать дрон, продлить время его использования, а также самое важное, предотвратить несчастные случаи.

Пилот любого дрона, будь то маленький квадрокоптер игрушечного происхождения или большой БПЛА весом 30 кг, должен нести ответственность за использования своего аппарата. За любые действия, связанные с его поломкой или потерей управления, отвечает пилот. Предположим, если вы запустили квадрокоптер в воздух, и какое-то время дрон даже летал “нормально”, а после потерял управления и упал (хотя по вашему мнению, вы не сделали ничего “такого” и управляли коптером “как всегда”), ответственность прямо лежит на вас. В управлении беспилотником всё взаимосвязано. Может быть вы не произвели предполетную подготовку, или поставили разряженный аккумулятор, выбрали неправильное место пилотирование или поставили винт не той стороной. Причин может быть много. И чтобы их все знать и не допустить поломку дрона мы опишем правила ниже, которые помогут вам защитить себя, окружающих и сам беспилотник!

Техника безопасности при сборке квадрокоптера Геоскан «Пионер».

Уже на этапе сборки квадрокоптера “Пионер” вам следует придерживаться важными правилами, так как дрон – является технически сложным изделием. Для безопасной и безаварийной эксплуатации необходимо строго соблюдать правила, изложенные в Руководстве по безопасности.

Перед тем, как начать сборку квадрокоптера вам следует подготовить своё рабочее пространство, убрать все лишние предметы и подготовить небольшие ёмкости для мелких шурупов и гаек.

Сборку производить строго по инструкции, которую вы найдете в коробке с “Пионером” и под наблюдением преподавателя.

Безопасность при работе с Li-Po аккумуляторами.

Важно также знать, как правильно обращаться с аккумуляторами Li-Po, без которого никак невозможен полет беспилотника, ибо именно они дают, то необходимое питание дрону.

Имеется несколько важных правил с их обращением:
1. Обращаться с аккумуляторами необходимо бережно. Не допускать падений, ударов и деформаций.
2. При подключении (отключении) аккумуляторов держаться только за разъёмы, тянуть или дергать за провода запрещается.
3. В случае обрыва разъемов, нарушения целостности изоляции или корпуса аккумулятора, не трогая его, немедленно сообщить преподавателю.
4. Не заряжать аккумуляторы самостоятельно и не оставлять их заряжаться продолжительное время.

Аккумуляторам типа Li-Po, которые поставляются с квадрокоптером «Пионер», характерны «вздутие» от частого предельного разряда/заряда и перенагрузки. В таком случае аккумуляторы теряют свою ёмкость и в дальнейшем для использования не пригодны.

Если вы когда-либо покупали новую LiPo аккумуляторную батарею и измеряли ее напряжение, то, наверное, заметили, что оно колеблется в пределах 3,8-3,85 В на ячейку. Это примерно равно 40% их емкости и это считается идеальным состоянием для длительного хранения такого типа батарей. Это официальная рекомендация всех производителей. Все новые батареи попадают магазины именно в таком состоянии.
Очень важно заряжать литий полимерные батареи только таким типом зарядного устройство, которое предназначено именно для LiPo ячеек. Сейчас все новые зарядные устройства идут с системой балансировки (равномерный заряд), которая позволяет не только безопасно заряжать аккумуляторы, но и продлевает их срок службы.

Заявленное напряжение типичной LiPo ячейки составляет от 3 до 4,2 В при полном заряде. Разряжать ячейку ниже чем 3В и заряжать выше 4,2В крайне нежелательно, т.к. это приводит к необратимым изменениям и внутренним повреждениям. Если у вас универсальное зарядное устройство, всегда при зарядке выбирайте тип LiPo, т.к. эта функция не даст заряднику перезарядить батарею свыше 4,2В, при достижении этого значения он просто отключиться. Если же этого не сделать или проворонить напряжение по какой-либо другой причине, то перезаряд приведет, во-первых, к вздутию ячеек, а затем и к их возгоранию. Так что будьте крайне внимательны во время процесса зарядки.

Важно также следить за температурой аккумулятора во время его зарядки. Если вы храните свои батареи при температуре ниже 0ºC, то заряжать их сразу после изъятия из места хранения категорически нельзя. Дайте им самостоятельно нагреться до комнатной температуры, а иначе велик риск возгорания!

Никогда даже не пытайтесь заряжать аккумуляторы, которые повреждены, вздутые, со сколами или другими следами внешних повреждений. Их нужно обязательно утилизировать. Также не под заряжайте полностью заряженные батареи, которые пролежали длительное время на хранении.

Срок службы литий полимерных аккумуляторов зависит от множества факторов. Если батарея повреждена или с ней обращаются неподобающе, то она прослужит всего несколько циклов. Если же вы используете ее в соответствии с вышеописанными правилами — то можно ожидать до 200 стабильных циклов заряда/разряда. Но в любом случае, это зависит от того, как и где вы используете свои аккумуляторные батареи. Основное правило — если батарея не держит более 80% своей изначальной емкости — в утилизацию, т.к. дальнейшее ее использование обязательно приведет к вспучиванию и, возможно, к возгоранию.

Техника безопасности при подготовке к эксплуатации и пилотированию БПЛА.

Согласно технике безопасности, любой летательный аппарат должен пройти предполетный осмотр, который определит исправность всех систем. В идеале БПЛА должен быть готов к полету при половине нормы газа. Также стоит проверить исправность всех деталей. Необходимо проконтролировать, чтобы до того, как дрон будет готов к полету, не было подключения кабеля к плате.

Если вы используете GPS – модуль, для того чтобы пилотирование было контролируемым, необходимо, чтобы аппарат определил необходимое число спутников GPS. Только после этого можно разблокировать пропеллеры. Еще одним параметром, требующим проверки, является точка возвращения. Если точка возврата не установлена, необходимо перезагрузить аппарат и обновить GPS спутники и координаты точки возвращения. Сбой в навигации может стать причиной потери управления коптером, которая в свою очередь может иметь трагические последствия.

Наиболее безопасными считаются модели, в которых не использованы карбон и стекловолокно, поскольку данные материалы способны нанести серьезные травмы людям и повреждения имуществу. Пилотирование дрона требует некоторых навыков, получать которые выгоднее на недорогой и легкой модели. К тому же в таком случае поломка из-за ошибки пилота обойдется куда дешевле во всех отношениях.

После покупки не стоит сразу переходить к полетам. Прежде всего, нужно внимательно изучить инструкцию. Для начала эксплуатации оптимально подойдут простые режимы. Освоив их, можно использовать более сложные.

Безопасность при подготовке к полёту:
1. Перед использованием квадрокоптера необходимо проверить его визуально на целостность и надёжность узлов, а также на правильность установки винтов и моторов!
1.1 Затянутость гаек креплении рамы.
1.2 Затянутость гаек (колпаков) винтов.
1.3 Убедиться, что нет никаких повреждений на основных элементах квадрокоптера.
1.4 Проверить надежность крепления проводов, при необходимости затянуть торчащие и болтающийся провода стяжками.
1.5 Проверить целостность защиты.
2. Убедиться, что аккумуляторы Li-Po заряжены.
3. Убедиться, что пульт дистанционного управления настроен и заряжен.
4. Необходимо обязательно и заранее обозначить зону пилотирования (идеально, если у вас имеется безопасное воздушное пространство в виде куба с сеткой, который в случае непредвиденных ситуаций поможет защитить вас и окружающих).

Безопасность перед вылетом:
1. Необходимо расположить зрителей за спиной̆ пилота.
2. Не допускать выхода зрителей̆ в полусферу перед лицом пилота (в область пилотирования БПЛА).
3. Подключать Li-Po аккумулятор только перед взлётом, отключать сразу после посадки.
4. Стоять на расстоянии не менее 3 м от квадрокоптера (при пилотировании на открытой площадке), находиться ближе можно только в случае, если БПЛА находится в специальной зоне, ограниченной сеткой.
5. Взлетать с земли с ровной площадки.
6. Если при включении винтов (ARM) вы слышите какие-либо посторонние звуки, немедленно отключите его (DISARM). Возможно, в пропеллеры попали провода или шлейф. Необходимо еще раз проверить дрон на наличие неполадок.

Пилот дрона должен всегда помнить о том, на какое время полета рассчитаны батареи аппарата. Не стоит совершать полет более длительный, чем указано в инструкции. Несоблюдение любой из рекомендаций изготовителя грозит как минимум повреждение дрона. В случае снижения тяги может возникнуть дестабилизация и авария дрона, которая в свою очередь грозит травмами и ущербом. Многие страны уже ввели законы, которые регламентируют использование коптеров и запрещают их запуск вблизи людей. Причиной данного ограничения являются несчастные случаи, произошедшие в последние годы.

На определенном расстоянии любой коптер является потенциально опасным для окружающих. Причиной трагедии может стать не только ошибка пилота, но и банальный сбой в программном обеспечении. Соблюдение безопасной дистанции необходимо при каждом запуске аппарата и является первым правилом безопасности. Даже самый легкий дрон способен нанести серьезные травмы и даже убить человека. В целях безопасности стоит не выпускать дрон из поля зрения и следить за перемещением людей вокруг.

Безопасность во время полёта:
1. Выполнять все указания преподавателя или лётного инструктора.
2. При обучении полетам летать на уровне ниже собственной груди.
3. Летать рядом с собой на расстоянии, на котором вам видна ориентация коптера в пространстве.
4. При управлении, все движения стиками необходимо выполнять аккуратно и плавно. Не допускать резких движений. В противном случае коптер может резко набрать скорость полета и велика вероятность его разбить.
5. Летать следует осторожно и выполнять только те элементы, в которых нет сомнений. Запрещается выполнять фигуры пилотажа, в успехе которых возникают сомнения и фигуры, связанные с риском.
6. Соблюдать скоростной режим. Скорость полёта коптера держать в пределах скорости идущего человека.
7. Вернуть коптер к месту посадки к рассчитанному времени, не допускать полной разрядки аккумулятора в полёте.
8. Посадку выполнять только на ровную открытую площадку, вдали от препятствий.
9. В случае удара о землю или жёсткой посадки выполнить следующие действия:
9.1 Прекратить полёт. Посадить коптер на землю.
9.2 Disarm (стик YAW влево вниз на 3 секунды).
9.3 Отключить Li-Po аккумулятор на коптере.
9.4 Выключить пульт.
9.5 Осмотреть коптер и (при необходимости) отремонтировать.
10. После запланированной посадки выполнить следующие действия:
10.1 Disarm (стик YAW влево вниз на 3 секунды).
10.2 Отключить Li-Po аккумулятор на коптере.
10.3 Выключить пульт.

Что делать, если случилась авария?

Не важно, насколько вы опытны. Если у вас есть беспилотник – надо понимать, авария может случиться. Иногда по вашей вине, иногда вследствие неконтролируемых вами причин. Так что же делать если он все-таки упал?

Прежде всего, разыщите его. Проверьте его на повреждения. Запишите, какой ущерб ему нанесен. Вы используете эту заметку в том случае, если нужно будет обращаться к производителю.

Ниже представлены шаги, которые необходимо предпринять после того, как заберете беспилотник с места падения:
1. Выключите БПЛА и снимите батарею и пропеллеры.
2. Очистите грязь, песок и прочий мусор стерильными салфетками.
3. Пока дрон перевернут, поверните винты, чтобы сместить песок и грязь, затем подуйте в каждый (или используйте сжатый воздух), чтобы убрать оставшуюся грязь.
4. Проверьте батарею на предмет повреждения корпуса.
5. Снимите все пропеллеры. Убедитесь, что они не деформированы и трещин нет. Если проблемы есть – замените пропеллер.
6. Проверьте все детали стабилизатора и устройства для защиты от падения, чтобы убедиться, что они надежно закреплены и не повреждены.
7. Проверьте раму на наличие трещин, включая стойки.
8. Проверьте каждый двигатель, как он закреплен, каждый шуруп.
9. По завершении тщательной очистки, вставьте обратно батарею.
10. Перезагрузите БПЛА на ровной поверхности и снова запустите.
11. Запустите двигатели без пропеллеров, проверьте, не вибрируют ли они.
12. Выключите двигатели. Присоедините винты. Повторно запустите двигатели и проверьте опять, не вибрирует ли устройство.
13. Поднимите БПЛА на небольшую высоту, чтобы проверить, нет ли непонятных движений, покачиваний.
14. Произведите один полет на большую дистанцию. Он должен быть низкоскоростным и не высоко от земли (избегайте поверхности воды), чтобы убедиться, что все работает.

Беспилотники – очень сложные устройства, которые опираются на несколько разных систем, чтобы летать правильно. Вы не можете повлиять на программное обеспечение и аппаратуру, но, если вы знаете о вопросах, которые можете контролировать и ошибках, которых можете избежать, вы сможете минимизировать вероятность падения, или даже потери квадрокоптера. Большинство аварий можно предотвратить простой бдительностью и аккуратностью при подготовке к полету и в процессе самого полета.

Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полетов.

Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России

До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с его дроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА не регистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был в разработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчас и что будет потом, после его принятия.

В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно (БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот. Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации», любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное агентство воздушного транспорта.

Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дня приобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза на территорию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВС самостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнете запускать изобретение в воздух.

Согласование полетов.

Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получить специальное разрешение на использование воздушного пространство. Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного страхования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужно обязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешний пилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.

Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно в обязательном порядке получить разрешение от органов местного самоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует подать представление на установление режима полета в зональный центр по организации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилот должен связаться с диспетчером.

Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и других беспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:
– Аэропорты и вокзалы;
– Опасные производства;
– Военные объекты;
– Стратегические государственные объекты.